Тахографы-Рус.РФ


Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 г. Москва

В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что:

требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации;

порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

2. Реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим постановлением, осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Министерства и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 апреля 2013 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д. Медведев

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

УТВЕРЖДЕНЫ

 

приказом Минтранса России

 

от ________________ № ____

 

 

ТРЕБОВАНИЯ
к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства

 

I. Общие положения

  

1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, (далее - Требования), разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, выполнения иных функций, предусмотренных настоящими Требованиями.

 

2. Некорректируемая регистрация информации тахографом - режим функционирования тахографа, при котором на основе применения квалифицированной электронной подписи обеспечивается достоверность
и целостность информации, регистрируемой в памяти тахографа в некорректируемом виде, а также возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной в памяти тахографа.

 3. В состав тахографа входит бортовое устройство и следующие внешние компоненты:

 1) карты тахографа (далее - карты);

 2) датчик движения;

 3) антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (далее - ГНСС);

 4) антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);

 5) комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.

 

4. Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него:

 1) устройство обработки данных;

 2) программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации;

 3) программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее:

 аутентификацию;

 регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее - защищенный архив блока СКЗИ тахографа);

 хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее - ключевой информации), и аутентифицирующей информации;

 преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и о координатах местоположения транспортного средства в некорректируемом виде;

 4) блок памяти бортового устройства для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде;

 5) связной модуль (необходимость включения связного модуля в состав бортового устройства определяется предприятием - изготовителем тахографов);

 6) датчики ускорения (необходимость установки определяется предприятием - изготовителем тахографа);

 7) два устройства ввода карт (считывающие устройства);

 8) средство отображения информации (дисплей);

 9) печатающее устройство;

 10) кнопка аварийной ситуации (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);

 11) средства визуального и звукового предупреждения;

 12) разъем для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных;

 13) разъемы для подключения бортового устройства к транспортному средству;

 14) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС;

 15) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);

 16) слот для SIM-карты (необходимость слота для SIM-карты в составе бортового устройства определяется предприятием - изготовителем тахографов).

 5. Карты тахографа:

 1) карта водителя - обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя;

 2) карта контролера - обеспечивает идентификацию и аутентификацию контрольного органа и соответствующего сотрудника контрольного органа (владельца карты) с использованием шифровальных (криптографических) средств;

 3) карта мастерской - обеспечивает идентификацию и аутентификацию держателя карты с использованием шифровальных (криптографических) средств;

 4) карта предприятия - обеспечивает идентификацию и аутентификацию предприятия с использованием шифровальных (криптографических) средств, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей для других предприятий.

 6. Тахограф, прошедший процедуру активизации, функционирует
в следующих режимах:

 1) рабочий режим - режим вождения транспортного средства (регистрация режимов движения, труда и отдыха водителей, а также регистрация событий, сбоев, неисправностей), активируется картой водителя;

 2) режим контроля - режим проверки деятельности водителя (при останове транспортного средства в пунктах контроля на дорогах), активируется картой контролера;

 3) режим корректировки установочных данных - режим внесения изменений
в идентификационные данные тахографа, активируется картой мастерской;

 4) режим предприятия - режим проверки деятельности водителя, а также проверки параметров (характеристик) транспортного средства, его пробега и скоростного режима, активируется картой предприятия.

 7. Активизация тахографа - процедура внесения в тахограф установочных данных, включая идентификационные данные транспортного средства и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) блока СКЗИ тахографа.

 

II. Функции тахографа и требования к его конструкции

 

8. Тахограф при работе с картами обеспечивает:

1) регистрацию фактов ввода и извлечения карт;

2) определение типа карты и контроль срока ее действия;

3) разграничение доступа к функциям и данным тахографа в соответствии
с правами, определяемыми типом карты;

4) взаимную аутентификацию карты и блока СКЗИ тахографа с использованием шифровальных (криптографических) средств;

5) извлечение карты водителя только при остановке транспортного средства
и после записи данных о деятельности водителя из тахографа в память карты;

6) механическую блокировку карты после её ввода в слот тахографа;

7) запись в память карты информации в некорректируемом виде.

9. Тахограф в рабочем режиме:

1) при наличии данных, получаемых от ГНСС, во всем диапазоне допустимых скоростей транспортного средства определяет скорость движения транспортного средства с погрешностью не более 0,5 километра в час при геометрическом факторе ухудшения точности PDOP<3;

2) осуществляет регистрацию в некорректируемом виде значения скорости движущегося транспортного средства не реже одного раза в секунду;

3) при отсутствии данных, получаемых от ГНСС, определяет значение скорости транспортного средства, на основе импульсов, получаемых от датчика движения;

4) при скорости движения транспортного средства более 1,8 километра в час или при получении от датчика движения не менее одного импульса в секунду
в течение не менее пяти секунд осуществляет регистрацию факта движения транспортного средства;

5) при наличии данных, получаемых от ГНСС, осуществляет на их основе автоматическое уточнение коэффициентов соответствия между скоростью транспортного средства, пройденным им путем, количеством и частотой импульсов, подаваемых датчиком движения;

6) при автоматическом уточнении более чем на 10% коэффициентов соответствия между скоростью транспортного средства, пройденным им путем, количеством и частотой импульсов, подаваемых датчиком движения, осуществляет регистрацию факта таких уточнений;

7) при наличии данных, получаемых от ГНСС, определяет координаты местоположения транспортного средства с погрешностью не более трёх метров (круговое вероятностное отклонение) при геометрическом факторе ухудшения точности PDOP<3;

8) осуществляет не реже одного раза в секунду регистрацию в некорректируемом виде значения координат местоположения движущегося транспортного средства;

9) при движении транспортного средства определяет расстояние, пройденное в течение суток транспортным средством, с погрешностью не более 0,1 км и осуществляет не реже одного раза в секунду его регистрацию;

10) при движении транспортного средства осуществляет не реже одного раза в секунду регистрацию данных, соответствующих полному расстоянию, пройденному транспортным средством (пробегу).

10. Тахограф обеспечивает:

1) при наличии данных, получаемых от ГНСС, прием информации о точном значении времени и календарной дате;

2) вывод на дисплей в цифровом виде календарной даты и значения времени UTC с погрешностью не более одной секунды;

3) возможность изменения выводимого на дисплей значения времени для установки местного времени с учетом часовых поясов;

4) при наличии данных, получаемых от ГНСС, автоматическое уточнение показаний часов реального времени в случае отклонения их показаний больше чем
± 2 секунды в сутки;

5) работу часов реального времени при отсутствии электропитания от внешнего источника в течение не менее 12 месяцев;

6) регистрацию времени UTC, скорости и координат местонахождения транспортного средства в некорректируемом виде с погрешностью не более одной секунды, за исключением периодов времени, в течение которых:

не подается питание на бортовое устройство;

транспортное средство не движется и не происходят какие-либо события, регистрируемые тахографом в соответствии с настоящими Требованиями.

11. Тахограф в рабочем режиме обеспечивает:

1) регистрацию следующих видов деятельности водителей: «управление», «работа», «готовность» или «перерыв/отдых»;

2) расчет и регистрацию непрерывного времени управления и совокупного времени перерывов в работе водителя;

 3) выбор первым или вторым водителем вручную функций: «работа», «готовность» или «перерыв/отдых»;

 4) автоматическую регистрацию функции «управление» для водителя, управляющего движущимся транспортным средством, и «готовность» для второго водителя;

 5) автоматическую регистрацию функции «работа» при остановке транспортного средства в случае его управления одним водителем;

 6) регистрацию изменения вида деятельности водителя транспортного средства через 120 секунд после автоматического переключения на функцию «работа» в связи с остановкой транспортного средства;

 7) регистрацию в некорректируемом виде данных об изменении вида деятельности, учитывая время вида деятельности водителя следующим образом:

 если в момент регистрации вид деятельности определен как «управление»,
то вся последняя минута регистрируется как «управление»;

 если данная минута не засчитывается в соответствии с предыдущими требованиями в качестве «управления», то вся эта минута засчитывается в качестве того же вида деятельности, что и деятельность, которая осуществлялась непрерывно дольше всего в течение этой минуты (или самая последняя в случае нескольких видов деятельности одинаковой продолжительности).

 12. Тахограф при вводе двух действительных карт водителя регистрирует статус управления «экипаж» и во всех других случаях регистрирует статус управления «один».

 13. Тахограф при вводе данных обеспечивает:

 1) автоматическое определение и регистрацию координат мест, в которых начинаются и заканчиваются ежедневные периоды работы;

 2) после ввода карты водителя автоматическое предложение водителю осуществить ручной ввод информации, в том числе:

 вывести на дисплей информацию о дате и времени последнего извлечения этой карты и вывести запрос, означает ли данный ввод карты продолжение текущего ежедневного периода работы;

 вывести на дисплей запрос о вводе данных, о виде деятельности («работа», «готовность» или «перерыв/отдых») с указанием даты и времени начала и завершения;

 3) ожидание ввода информации в течение одной минуты с выводом индикации на дисплей о том, что включен режим ожидания ввода, и подачи звукового сигнала по истечении 30 секунд;

 4) регистрацию факта, что водителем не выполнен ручной ввод данных,
если в течение одной минуты он не начал ввод запрашиваемой тахографом информации;

 5) ручной ввод данных о видах деятельности: «работа», «готовность» или «перерыв/отдых» в соответствии со следующими алгоритмами:

 если держатель карты водителя вводит утвердительный ответ на предложение указать «название места, в котором начинается ежедневный период работы», то на дисплей выводится надпись с предложением ввести вручную данные о деятельности в хронологическом порядке за период времени, в течение которого карта не была вставлена в тахограф;

 если время завершения деятельности, введенное вручную, соответствует времени ввода карты, то процесс ручного ввода данных завершается;

 если держатель карты водителя вводит отрицательный ответ на предложение указать «название места, в котором начинается ежедневный период работы», то на дисплей выводится запрос о вводе в ручном режиме данных о деятельности в хронологическом порядке за период времени после извлечения карты до момента завершения работы;

 если держатель карты водителя не указывает, когда завершился предыдущий период работы, и вводит вручную данные о деятельности, время завершения которой соответствует времени ввода карты, тахограф регистрирует информацию
о том, что:

 ежедневный период работы завершился в начале первого периода «отдыха» (или периода, за который «нет данных») в момент извлечения карты;

 если время начала периода работы соответствует времени ввода карты, то на дисплей выводится запрос о вводе времени начала текущего ежедневного периода работы;

 если время начала текущего периода работы отличается от времени ввода карты, то на дисплей выводится запрос о вводе данных о деятельности в хронологическом порядке за период времени с начала текущего периода работы до момента ввода карты.

 14. Тахограф обеспечивает:

 1) ручной ввод и регистрацию в некорректируемом виде информации
о следующих особых ситуациях:

 «неприменимо» - при движении транспортного средства без вставленной карты водителя или при движении со вставленной в тахограф картойконтролера или картой предприятия;

 «переезд на пароме/поезде»;

 2) невозможность ввода особой ситуации «переезд на пароме/поезде» если введена особая ситуация «неприменимо»;

 3) автоматическое прекращение регистрации особой ситуации «неприменимо» при вводе карты водителя.

 15. Тахограф обеспечивает ограничение чтения данных тахографа и данных карт водителей неавторизованным субъектам установкой блокировки в режиме работы «предприятие», в том числе:

 1) возможность постановки блокировки в положение «вкл» («включено») или «выкл» («выключено») при вводе карты и идентификации предприятия, которому принадлежит транспортное средство;

 2) регистрацию даты и времени установки блокировки и даты и времени ее снятия;

 3) вывод информации на дисплей при осуществлении блокировки предприятием, что предыдущая установленная им блокировка не снята и находится в положении «включено».

 16. Тахограф обеспечивает вывод на дисплей:

 1) предупреждающей информации:

 о превышении установленной для транспортного средства скорости движения;

 о нарушениях нормального потока данных о скорости движения или несоответствия значений данных, полученных от датчика движения, и регистрируемой скорости транспортного средства, определенной на основании данных, получаемых от ГНСС;

 о вводе недействительной карты;

 об управлении без карты;

 о неисправности карты, возникшей в процессе работы;

 о нестыковке во времени;

 о статусе, неисправности, об окончании срока службы блока СКЗИ тахографа;

 о сбоях, неисправностях (отказах) тахографа;

 о случаях прекращения питания бортового устройства в течение более 10 секунд, за исключением случаев отключения питания в режиме «корректировка установочных данных»:

 2) данных из памяти тахографа:

 о деятельности водителей,

 о превышении скорости,

 о расстоянии, пройденном транспортным средством,

 о событиях и неисправностях;

 3) иной информации:

 о загрузке данных на внешние устройства из защищенного архива и из карты;

 данные из блока СКЗИ тахографа: заводской номер блока СКЗИ тахографа, время, координаты местонахождения транспортного средства;

 о несовместимости карт в случае комбинации из любых действительных карт, отмеченных знаком «Х» в таблице 1 (приложение № 1 к настоящим Требованиям).

 17. Тахограф при регистрации событий и неисправностей:

 1) обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде информации о вводе недействительной карты или карты, срок действия которой истек;

 2) регистрирует информацию о событии нестыковка во времени в том случае, когда считанная с карты водителя текущая дата и время ее ввода в тахограф предшествует дате и времени последнего ее извлечения;

 3) регистрирует информацию об управлении без соответствующей карты в случае любой комбинации карт, отмеченной знаком «X» в таблице 2 (приложение № 1 к настоящим Требованиям).

 4) регистрирует информацию о вводе карты во время управления в том случае, когда карта вставляется в любое считывающее устройство при виде деятельности водителя «управление»;

 5) при вводе карты водителя (мастерской), которая ранее была принудительно извлечена до завершения записи на нее данных, регистрирует данное событие и записывает на карту информацию о неправильном завершении последнего сеанса ее использования;

 6) регистрирует данные о каждом случае превышения установленной для транспортного средства скорости движения;

 7) регистрирует данные о случаях прекращения питания бортового устройства в течение более 10 секунд, за исключением случаев отключения питания в режиме «корректировка установочных данных»;

 8) регистрирует информацию о нарушениях потока данных о скорости движения или несоответствия значений данных, полученных от датчика движения, и регистрируемой скорости транспортного средства, определенной по данным, полученным от ГНСС;

 9) регистрирует транспортирование транспортного средства в качестве груза;

 10) регистрирует информацию о попытках и случаях нарушения системы защиты:

 данные о сбоях и неисправностях карт, возникших в процессе их работы;

 сбой в работе (отказ) бортового устройства;

 неисправность дисплея;

 сбой системы загрузки данных;

 сбой в работе датчика движения;

 сбой в работе блока СКЗИ тахографа;

 сбой в работе устройства обработки данных тахографа;

 сбой в работе программного обеспечения устройства обработки данных тахографа;

 сбой в работе связного модуля (при его наличии в составе тахографа);

 сбой в работе датчиков экстренного торможения и критического наклона транспортного средства;

 сбой в работе устройств ввода карт;

 сбой в работе печатающего устройства;

 11) регистрирует аварийные события, в том числе: отключение питания тахографа, а также нажатие кнопки «авария» (при наличии в составе бортового устройства связного модуля), экстренное торможение (удар) и недопустимый наклон (переворот) транспортного средства (при наличии в составе бортового устройства датчика ускорения);

 

12) обеспечивает хранение в некорректируемом виде в течение 60 дней данных о пяти последних зарегистрированных аварийных событиях, включая данные о координатах движения транспортного средства в течение 24 часов, предшествовавших аварийному событию, по каждому событию.

 

18. Тахограф при проверке работоспособности обеспечивает:

 

1) обнаружение неисправности при подаче питания с помощью встроенной системы самопроверки параметров в соответствии с таблицей 3 (приложение № 1
к настоящим Требованиям);

 

2) регистрацию результатов проверки и вывод данных о результатах проверки на дисплей.

 

19. Тахограф обеспечивает санкционированную аутентифицированным субъектом доступа выгрузку на внешние носители данных, содержащихся в памяти бортового устройства, включая память защищенного архива блока СКЗИ тахографа, и на карте водителя:

 

1) при выгрузке на внешние носители данных, содержащихся в памяти бортового устройства, в состав защищаемых блоком СКЗИ тахографа данных автоматически включается текущее время, дата, координаты местонахождения транспортного средства и заводской номер блока СКЗИ тахографа;

 

2) факт формирования квалифицированной электронной подписи и значение хэш-функции регистрируется в памяти защищенного архива блока СКЗИ тахографа;

 

3) доступ к памяти защищенного архива блока СКЗИ тахографа осуществляется только после успешного проведения взаимной аутентификации карты (контролера, мастерской, предприятия) и блока СКЗИ тахографа;

 4) факт проведения аутентификации карты регистрируется в памяти защищенного архива блока СКЗИ тахографа;

 5) квалифицированный сертификат карты (контролера, мастерской, предприятия) идентифицируется на предмет наличия полномочия по доступу к защищенному архиву блока СКЗИ тахографа;

 6) в данные, выгружаемые на внешние носители из памяти защищенного архива блока СКЗИ тахографа, автоматически включается дата, время, счетчик событий и соответствующая квалифицированная электронная подпись.

 

20. Память тахографа при прекращении внешнего электропитания продолжительностью не более 12 месяцев обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток в неизменном виде данных о:

 

2 190 водителях (вторых водителях);

 

2 190 циклах ввода и извлечения карт;

 

93 440 случаях изменения деятельности водителей;

 

иную информацию в соответствии с требованиями настоящего пункта:

 

1) блок СКЗИ тахографа обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде следующих идентификационных данных, сохраняемых в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа, а также фактов их изменения:

 

наименование изготовителя тахографа;

 

адрес изготовителя тахографа;

 

номер платы бортового устройства;

 

серийный номер тахографа;

 

номер версии программного обеспечения для устройства обработки данных тахографа;

 дата установки версии программы для устройства обработки данных тахографа;

 дата (месяц, год) изготовления тахографа;

 дата (месяц, год) ввода тахографа в эксплуатацию;

 наименование изготовителя блока СКЗИ тахографа;

 заводской номер блока СКЗИ тахографа;

 дата (месяц, год) изготовления блока СКЗИ тахографа;

 дата (месяц, год) активизации блока СКЗИ тахографа;

 дата (месяц, год) вывода блока СКЗИ тахографа из эксплуатации;

 2) тахограф обеспечивает хранение следующих данных о вводе и извлечении карты водителя и карты мастерской:

 фамилия и имя (имена) держателя карты;

 номер карты, наименование выдавшего ее органа и дата истечения срока действия (информация одновременно регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);

 дата и время ввода карты (информация одновременно регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);

 показание счетчика пробега транспортного средства в момент ввода карты;

 дата и время извлечения карты (информация одновременно регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);

 показания счетчика пробега транспортного средства в момент извлечения карты;

 регистрационный номер предыдущего транспортного средства (VRN), для управления которым водитель использовал карту;

 информация о вводе держателем карты данных о своей деятельности вручную;

 3) тахограф обеспечивает хранение следующих данных о деятельности водителя:

 изменения деятельности водителя и второго водителя;

 изменения статуса управления;

 ввод или извлечение карты водителя;

 статус управления: «экипаж», «один»;

 состояние считывающего устройства: «водитель», «второй водитель»;

 положение карты в соответствующем считывающем устройстве: «вставлена», «не вставлена»;

 вид деятельности: «управление», «готовность», «работа», «перерыв/отдых»;

 дата и время изменения деятельности водителя (второго водителя);

 4) тахограф обеспечивает хранение следующих данных о маршруте и координатах местоположения транспортного средства:

 дата, время и координаты маршрута транспортного средства регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве;

 

дата, время и координаты местоположения транспортного средства, в которых начинаются и заканчиваются ежедневные периоды работы;

 

дата, время, расстояние, пройденное транспортным средством, названия региона и населенного пункта, название места, в котором начинался и заканчивался ежедневный период работы (при вводе их водителем), номер карты водителя (второго водителя), осуществившего ввод в ручном режиме указанных данных;

 

5) тахограф ежесуточно (в 00 часов 00 минут) регистрирует данные о расстоянии, пройденном транспортным средством за прошедшие сутки, и хранит их в течение не менее 365 суток;

 

6) тахограф хранит информацию о скорости транспортного средства, регистрируемую один раз в секунду за последние 24 часа, в течение которых транспортное средство находилось в процессе движения;

 

7) тахограф хранит (в том числе в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа) информацию о событиях в соответствии с таблицей 4 (приложение № 1
к настоящим Требованиям);

 

8) тахограф регистрирует и хранит данные об обнаруженных сбоях и неисправностях в соответствии с таблицей 5 (приложение № 1 к настоящим Требованиям);

 

9) тахограф регистрирует и хранит данные о последних пяти корректировках установочных данных, включая:

 

цель корректировки установочных данных (первая установка, активизация, установка после ремонта (обслуживания), периодическая инспекция);

 

наименование и адрес мастерской;

 

номер карты мастерской и срок ее действия;

 

идентификационные данные транспортного средства (прежние и новые);

 

осуществление регулировки устройства ограничения скорости;

 

осуществление регулировки счетчика пробега (прежние и новые показания);

 

осуществление корректировки даты и времени (прежние и новые значения);

 

10) тахограф регистрирует и хранит следующие данные о корректировке даты и времени (данные об автоматической корректировке времени в памяти тахографа не регистрируются):

 

последняя корректировка даты и времени, включая их прежние и новые значения;

 

пять корректировок даты и времени после последнего технического обслуживания, не относящегося к плановому техническому обслуживанию, включая их прежние и новые значения;

 

11) тахограф регистрирует и хранит следующие данные о последних
20 проведенных контрольных операциях:

 

дата и время контроля;

 

номер карты контролера;

 

тип контроля (вывод на дисплей, вывод на печать, загрузка данных
с тахографа, загрузка данных с карты водителя).

 

12) тахограф регистрирует и хранит следующие данные о последних
20 блокировках, установленных предприятием:

 

дата и время блокировки;

 

дата и время разблокировки;

 

номер карты предприятия;

 

название и адрес предприятия;

 

13) тахограф регистрирует и хранит следующие данные о последней загрузке информации на внешний носитель в режиме «предприятие» или «корректировка установочных данных»:

 

дата и время загрузки;

 

номер карты предприятия или мастерской;

 

название предприятия или мастерской;

 

14) тахограф регистрирует и хранит в течение 365 дней следующие данные об особых ситуациях «неприменимо» и «переезд на пароме/поезде»:

 

дата и время ввода информации об особой ситуации;

 

тип особой ситуации и время ее действия.

 

21. Тахограф обеспечивает загрузку следующей хранящейся на карте информации:

 

1) идентификационные данные карты, держателя карты и ранее использованного транспортного средства;

 

2) дата и время последнего извлечения карты и вида деятельности, выбранного в момент извлечения;

 

3) данные о проверке правильности завершения последнего сеанса использования карты;

 

4) данные о расчете непрерывного времени управления транспортным средством водителем, совокупного времени перерывов и совокупного времени управления за предыдущую и текущую неделю;

 

5) данные о выводе на печать информации, записанной на карте водителя;

 

6) данные о загрузке информации с карты водителя на внешний носитель.

 

22. Тахограф выводит на дисплей и регистрирует информацию о том, что карта неисправна или недействительна, если после трех попыток выполнить команду «загрузить данные» информация не загрузилась.

 

23. Тахограф обеспечивает:

 

1) выгрузку на карту водителя или мастерской (сразу же после ее ввода) данных о сеансе использования карты, включающих дату и время начала ввода карты, показания счетчика пробега транспортного средства;

 

2) выгрузку на карту водителя или мастерской (сразу же после ее ввода) зарегистрированных данных, относящихся к периоду времени, в течение которого соответствующая карта была вставлена в тахограф;

 

3) удаление из памяти карты при заполнении объема ее памяти записей самых ранних данных для записи на это место последних зарегистрированных данных.

 

24. При выводе данных на дисплей тахограф обеспечивает:

 

1) поддержку дисплеем набора латинских знаков и кириллицы;

 

2) вывод на дисплей сообщения, включающего не менее 20 знаков, минимальный размер знаков 5 мм по высоте и 3,5 мм по ширине;

 

3) отображение после цифр символов «км» в месте показания счетчика пройденного транспортным средством пути и «км/ч» в месте показаний скорости;

 

4) вывод на дисплей пиктограмм, предусмотренных подразделом III Добавления 1В к ЕСТР, содержащего требования к конструкции, испытаниям, установке и инспекции цифрового контрольного устройства, используемого на автомобильном транспорте;

 

5) соблюдение формата индикации данных, предусмотренного подразделом V Добавления 1В к ЕСТР, содержащим требования к конструкции, испытаниям, установке и инспекции цифрового контрольного устройства, используемого на автомобильном транспорте;

 

6) отображение на дисплее следующих данных по умолчанию:

 

дата и местное время;

 

данные о пробеге транспортного средства;

 

скорость транспортного средства;

 

режим работы;

 

вид деятельности водителя, в том числе:

 

в режиме «управление» - время непрерывного управления и продолжительность времени совокупных перерывов;

 

в ином режиме - продолжительность вида деятельности водителя с момента выбора этой функции и совокупная продолжительность времени перерывов на данный момент;

 

вид деятельности второго водителя и продолжительность его деятельности (с момента выбора этой функции);

 

сообщения об изменениях режимов работы;

 

фамилия держателя карты в момент ее ввода;

 

информация о ситуации «неприменимо»;

 

7) отображение на дисплее следующей предупреждающей индикации:

 

«ввод недействительной карты»;

 

«превышение скорости»;

 

«прекращение электропитания»;

 

другие события, предупреждение о наступлении которых предусмотрено настоящими Требованиями;

 

8) отображение на дисплее следующей индикации выполнения команд, подаваемых с использованием меню:

 

«данные об автомобиле»;

 

«данные первого водителя»;

 

«данные второго водителя»;

 

«данные о скорости»;

 

«данные о событиях и неисправностях»;

 

«загрузка данных»;

 

9) отображение на дисплее следующих иных данных, выводимых по соответствующей команде:

 

дата, время UTC и местное время, заданное водителем в ручном режиме;

 

время непрерывного вождения и суммарное время перерывов водителя;

 

время непрерывного вождения и суммарное время перерывов второго водителя;

 

суммарное время непрерывного вождения водителя за предыдущую и текущую неделю;

 

суммарное время непрерывного вождения второго водителя за предыдущую и текущую неделю;

 

суммарное время вождения водителя за текущий дневной период;

 

суммарное время вождения второго водителя за текущий дневной период.

 

25. Тахограф при распечатке данных обеспечивает:

 

1) до выдачи распечатки - запись данных в память карты водителя;

 

2) выдачу «ежедневной распечатки данных о деятельности водителя, записанных на карте» при вставленной карте водителя;

 

3) выдачу «распечатки данных о событиях и неисправностях» при вставленной карте мастерской или карте водителя;

 

4) осуществление по соответствующей команде выбора необходимой распечатки при одновременно вставленных картах водителя и мастерской;

 

5) возобновление печатания после загрузки бумаги с начала распечатки;

 

6) вывод на печать информации, содержащейся в его памяти и в памяти карт,
в виде, предусмотренном в подразделе IV Добавления 1В к ЕСТР, содержащего требования к конструкции, испытаниям, установке и инспекции цифрового контрольного устройства, используемого на автомобильном транспорте, следующих шести распечаток:

 

«ежедневная распечатка данных о деятельности водителя, записанных в карте водителя»;

 

«ежедневная распечатка данных о деятельности водителя, записанных в тахографе»,

 

«распечатка данных о событиях и ошибках, хранящихся на карте водителя»;

 

«распечатка данных о событиях и неисправностях, записанных в тахографе»;

 

«распечатка технических данных транспортного средства»;

 

«распечатка данных о превышении скорости».

 

26. Распечатки кроме информации, указанной в пункте 25 настоящих Требований, содержат зарегистрированные в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа в некорректируемом виде данные:

 

1) текущее время, дата;

 

2) координаты местонахождения транспортного средства;

 

3) заводской номер блока СКЗИ тахографа с указанием этого номера в отдельной строке.

 

27. Печатающее устройство тахографа:

 

1) обеспечивает печать в строке 24 знаков, минимальный размер которых составляет 2,1 мм по высоте и 1,5 мм по ширине;

 

2) поддерживает наборы латинских знаков и кириллицы.

 

Разрешающая способность печатающего устройства обеспечивает однозначное толкование напечатанной информации.

 

28. Бумага для печатающего устройства обеспечивает сохранность и распознаваемость напечатанного содержания в течение не менее одного года.

 

29. Тахограф обеспечивает информирование водителя, в том числе:

 

1) выводит на дисплей визуальные предупреждения в течение не менее
30 секунд, сопровождаемые звуковым сигналом в случае обнаружения любого события или неисправности;

 

2) прекращает звуковой сигнал при нажатии на клавишу тахографа для подтверждения о принятии данного предупреждения к сведению;

 

3) предупреждает водителя за 15 минут до момента и в момент превышения максимального разрешенного времени непрерывного управления транспортным средством;

 

4) выводит на дисплей причину предупреждения и сохраняет ее видимой до тех пор, пока пользователь не нажмет на клавишу тахографа для подтверждения о принятии данного предупреждения к сведению.

 

30. Тахограф в режиме «корректировки установочных данных» обеспечивает возможность:

 

1) корректировки даты и времени;

 

2) корректировки показания счетчика расстояния, пройденного транспортным средством;

 

3) регулировки установленного ограничения скорости.

 

31. Тахограф переключается в режим работы в соответствии с типом вставленных карт в соответствии с таблицей 6 (приложение № 1 к настоящим требованиям).

 

 III. Требования к картам

 32. Карты соответствуют требованиям внешнего вида согласно приложению № 2 к настоящим Требованиям.

33. Конструкция и физические характеристики карт:

1) типоразмер - ID-1 (CR-80);

2) материал изготовления - поликарбонат;

3) тип карты - контактная.

34. Карты являются защищенной от подделок полиграфической продукцией
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 24 сентября 2012 г. № 965 «О лицензировании деятельности по производству
и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции»
1 и содержат не менее двух защитных элементов, изготовленных с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих их подделку. Текст карт печатается на фоне следующего цвета:

1) карта водителя: белый;

2) карта контролера: голубой;

3) карта мастерской: красный;

4) карта предприятия: желтый.

35. Карты соответствуют установленным требованиям, касающимся разработки, выпуска и применения карт с электронным носителем информации, включая требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2008 г. № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных»2.

36. Состав команд операционной системы карт, способы организации хранения данных и система разграничения доступа к данным карт соответствуют требованиям по защите информации, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»3, и учитывают требования, изложенные в подразделе II Добавления 1В к ЕСТР.

37. Структура данных в карте тахографа организована в виде иерархической файловой системы.

 

38. Интерфейс карт поддерживает режимы Т=0 и Т=1.

 

49. Карта функционирует при напряжении питания:

 

Vcc = 3 В (± 0,3 В); Vcc = 5 В (± 0,5 В).

 

40. Разработка и производство карт соответствуют Положению о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденному приказом
ФСБ России от 9 февраля 2005 г. № 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный № 6382).

 

41. Карты соответствуют требованиям спецификации на карты тахографа, предусмотренным в подразделе II Добавления 1В ЕСТР «Спецификации на карты тахографа», с учетом положений настоящих Требований.

 

42. Карты тахографа обеспечивают хранение:

 

1) идентификационных данных встроенного микропроцессора (серийный номер, исходные заводские данные);

 

2) серийный номер карты;

 

3) номер официального утверждения типа карты;

 

4) идентификатор предприятия, выпустившего карту;

 

5) идентификатор предприятия, персонализирующего карту.

 

43. Карта водителя, кроме хранения указанных в пункте 42 данных, обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:

 

1) номер карты;

 

2) наименование органа, выдавшего карту, дата выдачи;

 

3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты;

 

4) фамилия и имя держателя карты;

 

5) дата рождения держателя карты;

 

6) номер водительского удостоверения (на дату выдачи карты);

 

7) наименование органа, выдавшего водительское удостоверение.

 

44. Карта водителя обеспечивает хранение не менее 84 записей за каждый календарный день, в течение которого используется эта карта, включая каждый период использования данного транспортного средства в течение указанного дня (период использования включает все последовательные циклы ввода/извлечения данной карты на транспортном средстве) следующих данных:

 

1) дата и время первого использования транспортного средства (то есть первый ввод карты за этот период использования транспортного средства
или 00 часов 00 минут, если в этот момент данный период использования продолжается);

 

2) показание счетчика пробега транспортного средства в это время;

 

3) дата и время последнего использования транспортного средства
(то есть последнее извлечение карты в течение этого периода использования транспортного средства или 23 часа 59 минут, если в этот момент использование продолжается);

 

4) показания счетчика пробега транспортного средства в это время;

 

5) государственный регистрационный номер транспортного средства (VRN).

 

45. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней (с учетом усредненной деятельности водителя, соответствующей 93 изменениям видов деятельности в день) следующих данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:

 

1) дата;

 

2) счетчик ежедневного присутствия (показания которого увеличиваются на одну единицу за каждый календарный день);

 

3) общее расстояние, пройденное водителем на транспортном средстве в течение этого дня;

 

4) статус водителя на 00 часов 00 минут;

 

5) во всех случаях, когда водитель меняет вид деятельности и/или статус управления и/или вставляет или извлекает свою карту:

 

статус управления (ЭКИПАЖ, ОДИН);

 

состояние считывающего устройства (ВОДИТЕЛЬ, ВТОРОЙ ВОДИТЕЛЬ);

 

положение карты (ВСТАВЛЕНА, НЕ ВСТАВЛЕНА);

 

виды деятельности (УПРАВЛЕНИЕ, ГОТОВНОСТЬ, РАБОТА, ПЕРЕРЫВ / ОТДЫХ);

 

время изменения.

 

46. Карта водителя хранит не менее 42 записей данных о месте, в которых начинаются и/или заканчиваются ежедневные периоды работы, введенные водителем:

 

1) дата и время ввода;

 

2) показания счетчика пробега транспортного средства.

 

47. Карта водителя хранит данные о следующих событиях, обнаруженных тахографом со вставленной в него картой:

 

1) нестыковка времени (в тех случаях, когда причиной этого события является данная карта);

 

2) ввод карты в процессе управления (в тех случаях, когда причиной этого события является данная карта);

 

3) последний сеанс использования карты, который был завершен неправильно (в тех случаях, когда причиной этого события является данная карта);

 

4) прекращение электропитания;

 

5) ошибка данных о движении;

 

6) попытки нарушения защиты.

 

48. Карта водителя хранит данные об указанных в пункте 47 шести самых последних событиях каждого типа (всего 36 событий):

 

1) код события;

 

2) дата и время начала события (или ввода карты, если это событие в данный момент продолжается);

 

3) дата и время конца события (или извлечения карты, если в данный момент это событие продолжается);

 

4) регистрационный номер транспортного средства;

 

5) в случае события «Нестыковка времени»:

 

дата и время начала события соответствуют дате и времени извлечения карты из предыдущего транспортного средства;

 

дата и время завершения события соответствуют дате и времени ввода карты в транспортное средство, используемое в данный момент;

 

данные о транспортном средстве соответствуют используемому транспортному средству, к которому относится данное событие;

 

6) в случае события «последний сеанс использования карты завершен неправильно»:

 

дата и время начала события соответствуют дате и времени ввода карты применительно к неправильно завершенному сеансу ее использования;

 

дата и время завершения события соответствуют дате и времени ввода карты, относящимся к сеансу ее использования, в ходе которого было обнаружено данное событие (текущий сеанс);

 

данные о транспортном средстве соответствуют транспортному средству, на котором сеанс использования карты был завершен неправильно.

 

49. Карта водителя обеспечивает хранение данных о следующих неисправностях, обнаруженных тахографом с введенной в него картой:

 

1) сбой в работе карты (в том случае если причиной события является карта);

 

2) сбой в работе тахографа.

 

50. Карта водителя обеспечивает хранение следующих данных о 12 самых последних неисправностях каждого типа (всего 24 неисправности) об указанных
в пункте 49 неисправностях:

 

1) код неисправности;

 

2) дата и время начала неисправности (или ввода карты, если на данный момент времени неисправность сохраняется);

 

3) дата и время прекращения неисправности (или извлечения карты, если в данный момент времени неисправность сохраняется);

 

4) регистрационный номер транспортного средства (VRN).

 

51. Карта водителя хранит одну запись следующих данных проверочных операций:

 

1) дата и время проверки;

 

2) номер карты контролирующего органа и название выдавшего ее органа;

 

3) тип проверки (вывод на дисплей и/или на печать, и/или загрузка данных с бортового устройства, и/или загрузка данных с карты);

 

4) период, за который загружаются данные (в случае загрузки);

 

5) регистрационный номер транспортного средства.

 

52. Карта водителя обеспечивает хранение данных, касающихся транспортного средства, на котором был начат сеанс ее использования:

 

1) дата и время начала сеанса (ввода карты);

 

2) регистрационный номер транспортного средства (VRN).

 

53. Карта водителя хранит 56 записей следующих данных об особых ситуациях, введенных при вставленной карте:

 

1) дата и время начала ввода;

 

2) тип особой ситуации.

 

54. Карта мастерской хранит персональный идентификационный номер
(PIN-код).

 

55. Карта мастерской хранит следующие идентификационные данные:

 

1) номер карты;

 

2) название выдавшего ее компетентного органа, дата выдачи;

 

3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты;

 

4) название мастерской;

 

5) адрес мастерской;

 

6) фамилия и имя держателя.

 

56. Карта мастерской хранит таким же образом, как и карта водителя:

 

1) четыре записи данных об используемых транспортных средствах;

 

2) данные за одни суткиусредненной деятельности водителя;

 

3) три пары записей данных о начале и/или завершении ежедневных периодов работы;

 

4) данные о событиях и неисправностях;

 

5) данные о трех самых последних событиях каждого типа (всего 18 событий) и о шести самых последних неисправностях каждого типа (всего
12 неисправностей);

 

6) записанные данные о проверочных операциях;

 

7) две записи данных об особых ситуациях.

 

57. Карта мастерской хранит:

 

1) информацию о количестве корректировок установочных данных, произведенных с ее использованием, и количестве корректировок установочных данных, произведенных с момента последней загрузки данных (параметры w, k, l, устройства ограничения скорости, показаний счетчика пробега (новые и прежние показания), даты и времени (новые и прежние показания);

 

2) следующие данные о последних 88 корректировках установочных данных:

 

вид корректировки установочных данных: активизация, первая установка, установка, периодическая инспекция;

 

идентификационные данные транспортного средства;

 

данные о регулировке: устройства ограничения скорости, показаний счетчика пробега (новые и прежние показания), даты и времени (новые и прежние показания);

 

идентификационные данные тахографа.

 

58. Карта контролера хранит следующие идентификационные данные:

 

1) номер карты;

 

2) название выдавшего органа, дата выдачи;

 

3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты;

 

4) название контрольного органа;

 

5) адрес контрольного органа;

 

6) фамилия и имя держателя карты.

 

59. Карта контролера хранит 230 записей следующих данных о проверочных операциях:

 

1) дата и время проверки;

 

2) тип проверки (вывод на дисплей и/или на печать, и/или загрузка данных с бортового устройства, и/или загрузка с карты);

 

3) период, за который загружаются данные (в соответствующих случаях);

 

4) регистрационный номер транспортного средства (VRN);

 

5) номер проверенной карты водителя и наименование выдавшего ее органа.

 

60. Карта предприятия хранит следующие идентификационные данные:

 

1) номер карты;

 

2) название выдавшего ее органа, дата выдачи;

 

3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты;

 

4) название предприятия;

 

5) адрес предприятия.

 

61. Карта предприятия хранит 230 записей следующих данных о действиях предприятия:

 

1) дата и время соответствующего действия;

 

2) тип действия (блокировка и/или разблокировка бортового устройства, и/или загрузка данных с бортового устройства, и/или загрузка данных с карты);

 

3) период, за который загружаются данные (в соответствующем случае);

 

4) регистрационный номер транспортного средства (VRN);

 

5) номер карты и название выдавшего ее органа (в случае загрузки данных
с карты).

 

IV. Требования по защите информации

 

 62. Тахограф обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде данных
о скорости и маршруте движения транспортного средства, времени периодов труда и отдыха водителя транспортного средства созданием квалифицированной электронной подписи, присоединяемой к защищаемым данным, и организацию разграничения доступа к защищаемой информации с использованием шифровальных (криптографических) средств.

 

63. Целью нарушителя является создание условий, при которых он имеет возможность нарушить режим регистрации в некорректируемом виде данных
в тахографе, получить несанкционированный доступ к обрабатываемой или хранящейся в тахографе ключевой и/или аутентифицирующей информации,
а также к другой информации, подлежащей обязательной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

64. В качестве нарушителя рассматриваются любые лица (группы лиц), включая владельцев карт, использующие методы и средства, созданные без привлечения научно-исследовательских центров. При этом в качестве нарушителей не рассматриваются разработчики блока СКЗИ тахографа и карт, а также операторы автоматизированных рабочих мест, осуществляющих загрузку в блок СКЗИ тахографа и карты ключевой и/или аутентифицирующей информации.

 

65. Реализация криптографических алгоритмов, необходимых для вычисления квалифицированной электронной подписи, проведения процедур аутентификации и обеспечения защиты информации, обрабатываемой и хранимой в тахографе и подлежащей защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется блоком СКЗИ тахографа и картами.

 

66. Разработка блока СКЗИ тахографа и карт осуществляется в соответствии
с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. № 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный № 6382).

 

 V. Требования к тахографу, картам, блоку СКЗИ тахографа при их выпуске, активизации, эксплуатации и утилизации

 

 67. Тахограф, карты, блок СКЗИ тахографа (далее - оборудование)в части отношений, связанных с разработкой, производством, установкой, активизацией, обслуживанием, ремонтом тахографов, а также применением правил использования и контроля работы тахографов соответствуют следующим требованиям:

 

1) карты тахографа и блоки СКЗИ тахографа могут быть использованы только в тахографах;

 

2) выпуск и выдача карт (за исключением карт контролеров), учет карт и учет блоков СКЗИ тахографа обеспечивается Федеральным бюджетным учреждением «Агентство автомобильного транспорта» (далее - ФБУ «Росавтотранс»);

 

3) сбор и передача организации, осуществляющей выпуск карт, и удостоверяющему центру полной и достоверной информации, необходимой для выпуска карт и загрузки ключевой информации в карты (за исключением карт контролеров) и в блоки СКЗИ тахографа, обеспечивается ФБУ «Росавтотранс»;

 

4) к выполнению работ по осуществлению выпуска карт, выполнению работ по созданию и выдаче квалифицированных сертификатов карт, а также иных функций для этого, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63 «Об электронной подписи»1, привлекаются организации, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации к организациям, осуществляющим данный вид деятельности.

 

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2036; 2012, № 29, ст. 3988.

68. Осуществление производства, распространения и технического обслуживания блоков СКЗИ тахографа и карт осуществляется в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. № 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный № 6382).

69. Создание и выдача квалифицированных сертификатов осуществляется
с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63 «Об электронной подписи»
4 и иными нормативными правовыми актами, регулирующими создание и выдачу квалифицированных сертификатов.

 

70. Тахограф и карты имеют сертификаты соответствия настоящим Требованиям по функциональности, совместимости и безопасности информации,
а также оценку соответствия (в форме одобрения типа) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, предъявляемыми к объектам технического регулирования. Т
ематические исследования карт и блоков СКЗИ тахографа на соответствие требованиям по безопасности информации осуществляются в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России
от 9 февраля 2005 г. № 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный № 6382).

71. Оценка соответствия в форме одобрения типа осуществляется органами
по сертификации, заключившими соглашения о сотрудничестве с техническими службами, проводящими испытания по комплексу Правил ЕЭК ООН в соответствии с приложением № 2 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720
1.

72. Организацию приема, учета, регистрации заявлений о выдаче, замене, обновлении карт, распределение карт (за исключением карт контролеров), а также учет, регистрацию квалифицированных сертификатов карт и блоков СКЗИ тахографа осуществляет ФБУ «Росавтотранс».

73. Организация приема, учета, регистрации заявлений на выдачу, замену, обновление карт контролеров, а также организация выпуска и выдачи карт контролеров осуществляется контрольными органами.

74. Выпуск, аннулирование выданных квалифицированных сертификатов, загрузку ключевой информации в карты и блоки СКЗИ тахографов, осуществление иных функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляет удостоверяющий центр, аккредитованный в установленном порядке.

75. При распространении блоков СКЗИ тахографа обеспечивается:

1) прием заявлений о поставке (замене) блоков СКЗИ тахографа, заявлений о выдаче квалифицированных сертификатов;

2) проведение процедуры регистрации заявлений;

3) поставка блоков СКЗИ тахографа;

4) поэкземплярный учет блоков СКЗИ тахографа;

5) загрузка ключевой информации в блок СКЗИ тахографа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и эксплуатационной документации на блок СКЗИ тахографа.

76. При осуществлении выпуска карт обеспечивается:

1) прием заявлений о выпуске карт;

2) проведение процедуры регистрации заявлений;

3) загрузка ключевой информации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и эксплуатационной документации на карты;

4) персонализация карт;

5) регистрация изготовленных карт и хранение данных;

6) отгрузка карт заказчикам (организация выдачи карт потребителям);

7) передача информации о картах в ФБУ «Росавтотранс» для включения данных в соответствующий реестр.

77. Требования к картам при их выпуске и распространении:

1) в карту загружаются представленные заявителями и зарегистрированные организацией по выпуску карт данные, необходимые для выдачи карт, достоверность которых проверена в установленном порядке;

 

2) персонализация карт осуществляется графическим и электронным способом;

3) данные заносятся на карту в соответствии с настоящими Требованиями
в зависимости от вида карты;

4) поврежденные карты регистрируются в реестре данных для аннулированных карт;

5) регистрация карт и хранение баз данных о картах, выданных пользователям, обеспечивается ФБУ «Росавтотранс»;

6) выдача карт пользователю осуществляется при установлении его личности в соответствии с идентификационными документами;

7) передача карты удостоверяется подписью пользователя (получателя).

78. Карты контролера, мастерских и предприятия содержат квалифицированный сертификат, определяющий соответствующие полномочия держателя карты при доступе к данным тахографа, в том числе данным защищенного архива СКЗИ тахографа.

 

79. Карты имеют PIN-код, используемый для аутентификации карты. PIN-код содержит как минимум четыре цифры.

 

80. PIN-код для карт генерируется в защищенной среде, вводится в карту при соблюдении установленных требований безопасности. Напечатанный на бумажном носителе PIN-код помещается в конверт, который может передаваться по обычной почте, но должен распространяться совместно с соответствующими картами.

81. Персонализация, деактивизация и уничтожение карт осуществляются организацией по персонализации карт.

82. Персонализированные, деактивированные и уничтоженные карты регистрируются в базе данных, их номера заносятся ФБУ «Росавтотранс»
в соответствующий реестр.

83. Создание ключей квалифицированной электронной подписи и выпуск квалифицированных сертификатов карт контролеров осуществляется в пределах номеров карт, выделенных ФБУ «Росавтотранс» в реестре карт. Заявки, включая данные, необходимые для выпуска карт контролеров, направляются контрольно-надзорными органами в организацию по выпуску карт в порядке, определяемом нормативными актами указанных контрольных органов.

84. Создание ключей квалифицированной электронной подписи блока СКЗИ тахографа и карт осуществляется с применением средств, соответствующих требованиям Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденного приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. № 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный № 6382).

 

85. Создание ключей квалифицированной электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа и карт осуществляется аккредитованным удостоверяющим центром в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63 «Об электронной подписи»2
и требованиями
Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденного приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. № 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный № 6382).

 

86. Аккредитованный удостоверяющий центр, осуществляющий выдачу квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа и карт, соответствует требованиям приказа ФСБ России от 27 декабря 2011 г. № 796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра» (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2012 г., регистрационный № 23191).

87. При активизации блока СКЗИ тахографа обеспечивается выполнение следующих требований:

1) в сервисный центр (мастерскую) и к производителям тахографов блоки СКЗИ тахографа поступают с загруженной ключевой информацией;

2) ключевая информация, загруженная при производстве блока СКЗИ тахографа, до завершения его активизации не принадлежит владельцу владельцем транспортного средства;

3) в процессе активизации тахографа в тахограф вводятся идентификационные данные транспортного средства и другие установочные параметры;

4) активизация тахографа осуществляется после аутентификации карты мастерской и карты предприятия;

5) тахограф в автоматическом режиме передает в блок СКЗИ тахографа идентификационные данные транспортного средства;

6) блок СКЗИ тахографа сохраняет принятые данные в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа, формирует и записывает на карту мастерской запрос на создание квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа;

7) запрос на создание квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа мастерская направляет ФБУ «Росавтотранс»;

8) квалифицированные сертификаты блока СКЗИ тахографа записываются на карту мастерской;

9) ввод квалифицированных сертификатов с карты мастерской в блок СКЗИ тахографа осуществляется через тахограф после ввода PIN-кода и аутентификации карты мастерской;

10) активизация тахографа завершается вводом квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа.

88. Срок действия ключей квалифицированной электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа не превышает трех лет.

89 Срок действия ключей квалифицированной электронной подписи и квалифицированных сертификатов карт не превышает срока действия карт:

1) срок действия квалифицированных сертификатов карт водителей не превышает трех лет;

2) срок действия квалифицированных сертификатов карт мастерских не превышает одного года;

3) срок действия квалифицированных сертификатов карт контролера не превышает двух лет;

4) срок действия квалифицированных сертификатов карт предприятия не превышает трех лет.

90. ФБУ «Росавтотранс» регистрирует и хранит информацию, включающую:

1) запросы на получение квалифицированных сертификатов и всю официальную переписку с аккредитованным удостоверяющим центром, организацией по персонализации карт и пользователями карт;

2) подписанные зарегистрированные заявления пользователей на получение карт, включая идентификацию лица, принимающего заявления;

3) подписанный документ о получении карты;

4) договорные соглашения в части квалифицированных сертификатов и карт;

5) обновление квалифицированных сертификатов и весь документооборот с пользователями;

6) аннулированные сообщения и все записанные сообщения (документы), которыми обменивались создатель запроса и/или пользователь;

7) документы, ранее применяемые и существующие в настоящий момент.

VI. Загрузка данных на внешние носители

 

91. Тахограф обеспечивает выгрузку данных на внешний носитель, а также использует протоколы, применение которых необходимо для правильной передачи данных и для обеспечения универсальной совместимости формата, в котором они загружаются.

92. На внешние носители по соответствующим запросам и предъявленным полномочиям загружаются данные:

1) из бортового устройства;

2) из защищенного архива блока СКЗИ тахографа;

3) c карты тахографа.

93. Тахограф обеспечивает передачу шести типов данных:

1) обзор;

2) деятельность на указанную дату;

3) события и неисправности;

4) подробные данные о скоростном режиме;

5) технические данные;

6) выгрузка данных c карты.

94. Для обеспечения контроля подлинности и целостности данных, сохраняемых на внешнем носителе, при загрузке они подписываются квалифицированной электронной подписью в соответствии с настоящими Требованиями.

95. В состав загружаемой информации включаются идентификационные данные источника (тахограф, блок СКЗИ тахографа, карта) и соответствующий квалифицированный сертификат.

96. Проверка подлинности и целостности загруженных данных осуществляется с помощью открытого ключа проверки квалифицированной электронной подписи, содержащегося в квалифицированном сертификате.

97. Данные загружаются на внешнее устройство за один сеанс в виде одного файла.

98. При выгрузке данных из бортового устройства тахограф обеспечивает:

1) идентификацию соответствующей карты, вставленной в считывающее устройство, подтвердив соответствующие права доступа к функции загрузки и загружаемым данным;

2) возможность формирования защищенного канала связи между внешним носителем и ботовым устройством;

3) возможность выбора данных для загрузки;

4) запись на внешний носитель запрашиваемых данных;

5) завершение сеанса загрузки.

99. Тахограф обеспечивает построение протокола взаимодействия с внешними носителями.

100. Тахограф при загрузке данных с карты обеспечивает всю процедуру
от перезапуска карты считывающим устройством до ее извлечения или новой перезагрузки карты.

 

101. Тахограф обеспечивает выполнение процедур инициализации:

 

1) для неподписанных файлов данных;

 

2) для подписанных файлов данных;

 

3) для обнуления счетчика настройки установочных данных.

 

102. Тахограф обеспечивает загрузку данных с соблюдением следующих требований:

 

1) последовательность байтов, а также последовательность битов внутри каждого байта переносимых с карты данных при их сохранении остается неизменной;

 

2) все файлы, загружаемые с карты за один сеанс загрузки, сохраняются на внешнем носителе в виде одного файла;

 

3) формат файлов представляет собой совокупность нескольких взаимосвязанных TLV-объектов и соответствует пункту 3.4.2. подраздела VII Добавления 1В ЕСТР «Протоколы загрузки данных».

 

VII. Требования к испытаниям тахографа и карт

 103. Производители тахографов обеспечивают проведение рабочих испытаний тахографов в объеме, предусмотренном технической документацией.

104. Производители карт обеспечивают проведение рабочих испытаний карт в объеме, предусмотренном технической документацией на карты.

 

VIII. Требования к дополнительным функциям тахографа

105 Реализация производителями тахографов функций, указанных в пунктах 106 - 109 настоящих Требований, возможна без нарушения выполнения тахографом функций, предусмотренных в пунктах 1 - 104 настоящих Требований.

106. Конструкция тахографа допускает возможность включения дополнительных элементов, в том числе:

1) дополнительных датчиков скорости;

 

2) связного модуля, обеспечивающего прием и передачу информации;

 

3) дополнительной вынесенной за пределы бортового устройства системы визуального предупреждения в виде буквы «T» желтого или оранжевого цвета;

 

107. Размеры бортового устройства по согласованию с заводом-изготовителем могут быть изменены с учетом его установки на транспортное средство в процессе производства.

 

108. Тахограф допускает возможность выполнения следующих дополнительных функций:

 

1) вывод на дисплей дополнительной информации, отличной от предупреждающей информации и от данных, информирующих водителя о режимах движения, труда и отдыха;

 

2) формирование пакетов данных в целях их обработки другими электронными устройствами, установленными на транспортном средстве, в том числе:

 

дата и время UTC;

 

скорость транспортного средства;

 

географические координаты местоположения транспортного средства;

 

3) при подключении дополнительных устройств (бортовых датчиков):

 

передача данных о состоянии узлов и агрегатов автотранспортного средства;

 

регистрация, хранение, отображение, распечатка и формирование данных
о различных параметрах транспортного средства, включая данные о расходе топлива, информацию о температурном режиме перевозимого груза;

 

регистрация расстояния, пройденного транспортным средством по платным автодорогам;

 

передача данных о расстоянии, пройденном транспортным средством по платным дорогам;

 

передача сигнала бедствия водителем в диспетчерский пункт (центр) системы диспетчерского управления;

 

автоматическая передача сигнала бедствия с указанием данных о времени и координатах местонахождения транспортного средства;

 

передача навигационной, телеметрической и видео информации с внешних накопителей в диспетчерский пункт (центр) с заданной периодичностью или по запросу аутентифицированного субъекта доступа;

 

запись мониторинговой информации в энергонезависимую память тахографа от иных устройств транспортного средства при потере связи с диспетчерским пунктом (центром) и последующая автоматическая передача записанной информации при восстановлении связи;

 

мониторинг маршрута и формирование данных о соблюдении транспортным средством маршрута и графика движения;

 

5) передача с использованием связного модуля SMS-сообщений, данных GPRS, а также передача данных через спутниковую связь и Bluetooth;

 

6) использование для приема-передачи данных связного модуля, расположенного вне бортового устройства тахографа;

 

7) использование для приема-передачи данных связных модулей иных устройств транспортного средства.

 

109. Тахограф допускает возможность вывода на печать поступивших данных от внешних устройств, в том числе:

 

1) о зарегистрированных событиях и неисправностях;

 

2) о техническом состоянии транспортного средства;

 

3) о параметрах транспортного средства;

 

4) о расстоянии, пройденном транспортным средством по платным автодорогам.

 

 

 

 

 

 

IX. Требования к руководству по эксплуатации тахографа

 

 

 

110. Руководство по эксплуатации тахографа содержит:

 

1) порядок действий водителя при использовании тахографа;

 

2) порядок действий предприятия при использовании тахографа;

 

3) порядок действий должностного лица органов внутренних дел (полиции) и органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, при распечатке данных из тахографа и с карт, а также при выгрузке данных из тахографа и с карт.

 

 

 

 

 

 

 

Заказать звонок
Фамилия Имя Отчество Ваш номер телефона

Новости

2015-11-28 Изменения в порядке оснащения транспорта...

На Официальном интернет-портале правовой информации размещен Приказ Минтранса №314…...

2014-05-13 Будьте внимательны!!! Мошенники!...

Не станьте жертвой мошенников, соблюдайте следующие правила: Модель приобретаемого…...

2014-04-25 Минтранс исполнил Предписание ФАС России...

06.04.2014 Министерство транспорта РФ (Минтранс России) исполнило Предписание Федеральной…...

2014-02-26 Согласно новым Правилам организованно мо...

 С 24 июня 2014 года перевозить детей можно будет на автобусах не старше 10 лет от…...

Наши партнеры

Автоклимат Храм Рождества Христова